Противодействие коррупции "Об организации закупок товаров"
Закупка товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд всегда является сферой социальных отношений с повышенным риском коррупции. С целью исключения коррупционной составляющей в закупочной деятельности и в соответствии с Федеральным Законом от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» необходимо изучить и применять в практической работе по муниципальным закупкам следующие особенности работы по ФЗ-44:
- доступность правовых актов, устанавливающих общие правила закупок;
- открытый доступ к вспомогательным документам в сфере осуществления закупочной деятельности;
- обеспечение открытого доступа к информации, которая создается в процессе осуществления закупки, в достаточном объеме для осуществления независимого мониторинга и общественного контроля;
- открытый характер сведений о результатах исполнения договоров и выплатах, осуществленных по ним;
- прозрачные процедуры обжалования результатов закупочной деятельности.
Обратить внимание на то, что наиболее перспективной мерой обеспечения прозрачности закупок является публикация информации в сети Интернет.
Условия участия в закупках, которые включают в себя:
- требования к закупаемым товарам, работам, услугам,
- критерии оценки заявок и принятия решений о заключении контрактов.
Если раньше до 1 января 2006 г. должностные лица, ответственные за закупки, устанавливали произвольные требования к поставщикам, исполнителям, подрядчикам, то есть, можно было ограничить участие предпринимателей в торгах и обеспечить контракт «своей» компании, сегодня существует четкий перечень требований к участникам закупок по предоставлению документов. Устанавливать произвольные или дополнительные требования Закон запрещает.
Такие механизмы, как электронные аукционы, обеспечивают анонимность участия предпринимателей. Участники закупок не знают друг друга и не могут договориться о результате торгов и согласовать стоимость контракта, что положительно влияет на снижение начальных цен и благоприятствует развитию конкуренции в целом.
До 1 января 2006 г. существовала возможность менять любые условия заключенных контрактов, в том числе стоимость и объемы работ, что само по себе являлось предпосылкой для коррупции. Сейчас такая практика ушла в прошлое. Теперь установлен ограниченный перечень случаев внесения изменений в действующий контракт. Закон не допускает произвольного изменения стоимости контракта, сроков выполнения работ, оказания услуг, поставки и многих других положений, что существенно ограничивает возможности для реализации коррупционных схем.
Раньше обжаловать результаты торгов можно было только в судебном порядке, но эта процедура занимала много времени, поэтому к завершению разбирательства контракт обычно уже был выполнен другим участником. Таким образом, восстановить справедливость было практически невозможно. Сегодня существует короткая процедура обжалования действий заказчиков в ФАС России. Ее механизм позволяет быстро восстанавливать нарушенные права участников закупок.
Создание эффективной системы правил, подробно регламентирующих действия сотрудников в той или иной ситуации, позволяет минимизировать фактор субъективности;
вводить систему индивидуальных должностных инструкций для сотрудников, в которых будут четко прописаны все шаги при осуществлении
Мы постоянно слышим с экранов телевизоров, читаем в печатных и электронных СМИ высказывания сотрудников правоохранительных и различных контрольных органов о неотвратимости наказания за совершенные деяния. Это тоже один из механизмов государственного воздействия.
Арсланбек АТАЕВ,
директор МКУ «ОМЗиП» МО «Хасавюртовский район»
Опубликовано 30.05.2022 в газете "Вести" хасавюртовского района
Нет комментариев. Ваш будет первым!