Нововведения в законодательство о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации

С 01.07.2021 вступает в силу Федеральный законот 31.07.2020№ 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ), который    закрепляет новую систему и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий.

Главной задачей Закона № 248-ФЗ является сместить акцент с проведения проверок на профилактику нарушений и дать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и самозанятым больше гарантий при взаимодействии с контролирующими органами.

Закон № 248-ФЗ расширяет виды профилактических мероприятий, вводит четкую систематизацию видов контрольных (надзорных) мероприятий, а также исчерпывающий перечень контрольных (надзорных) действий, которые осуществляются при проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

Важным нововведением станет невозможность проведения контрольного (надзорного) мероприятия, которое не включено в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.

Ключевым моментом является   переход органов контроля на риск-ориентированный подход при организации контрольных (надзорных) мероприятий. Периодичность проведения контрольных (надзорных) мероприятий будет поставлена   в зависимость от категории риска, к которой отнесена организация или ИП.

Существенные изменения коснутся взаимодействия органов контроля и прокуратуры. Закон № 248-ФЗ предусматривает переход на электронную форму взаимодействия контрольных (надзорных) органов и прокуратуры.   Основной информационной системой, в которой будет происходить формирование планов, согласование контрольных (надзорных) мероприятий,является Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.

Законом № 248-ФЗ устанавливается требование о согласовании с органами прокуратуры проведения большинства внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий (например, внеплановых контрольных и мониторинговых закупок, выборочного контроля, инспекционного визита, выездной проверки и т. п.).  

Законом № 248-ФЗ вводятся ограничения по сроку непосредственного личного взаимодействия инспектора и контролируемого лица в рамках проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий (контрольной закупки, мониторинговой закупки, выборочного контроля срок – не более одного рабочего дня). Общий предельный срок контрольных (надзорных) мероприятий по сравнению с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» сокращен до 10 рабочих дней.

Появляется возможность приостановления срока проведения контрольного (надзорного) мероприятия на срок осуществления экспертиз или испытаний в случае, если срок их осуществления превышает срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия.

 

Новым является возможность применения инспектором и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, для фиксации доказательств нарушений обязательных требований фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств в случаях, установленных положением о виде контроля.

Более четко Законом № 248-ФЗ конкретизируется порядок представления возражений в отношении акта контрольного (надзорного) мероприятия. 

Законом расширен перечень грубых нарушений требований к организации и осуществлению госконтроля (надзора), муниципального контроля, влекущих признание результатов контрольного (надзорного) мероприятия недействительными.

Появляется четкий механизм досудебного обжалования решений, принятых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!


: :