Владимир Васильев: Образование определяет будущее

В «Доме дружбы» в Махачкале прошло ежегодное Республиканское совещание работников учреждений образования. По традиции на Августовское совещание собрались представители педагогических коллективов со всего Дагестана. Расширенный педсовет прошел под руководством Главы Дагестана Владимира Васильева.Педагоги Дагестана вместе с руководством республики и представителями федерального отраслевого ведомства подвели итоги прошедшего учебного года, проанализировали назревшие проблемы, обсудили пути их решения и перспективы дальнейшего развития системы образования региона.

В своем вступительном слове Директор Правового департамента Министерства просвещения Российской Федерации Светлана Нуждина озвучила основные аспекты, на которые, по ее мнению, необходимо обратить серьезное внимание в будущем. В том числе речь шла о повышении качества образования, развитии инфраструктуры и совершенствованиикадрового потенциала. «Сегодня мы будем говорить о первом годе настоящей предметной реализации Указа Президента, его установок о необходимости вхождения России в десятку стран с лучшей системой образования. В той или иной части мы с вами уже проработали нацпроекты. По проекту «Образование» из федерального бюджета выделено 106 млрд руб., всего же до 2024 года запланировано выделение 784 млрд руб. – это беспрецедентные цифры. Если этот рывок нам не удастся, то о будущем наших детей мы будем говорить в негативных тонах. Поэтому у нас нет выбора, мы должны это сделать все вместе», – обратилась Светлана Нуждина к залу. Представитель Минпросвещения России сообщила о создании до конца 2024 года в каждом субъекте страны центров повышения компетенций педагогов. Кроме того, уже второй год подряд Министерством ведется работа по обновлению федеральных государственных образовательных стандартов. «Мы хотим уйти от ситуации, когда дети сдают ЕГЭ, и мы понимаем, что у них есть такие задания, которые по программе они должны пройти только в будущем году. Республика приняла достаточно активное участие в процессах, касающихся внесения конструктивных изменений в ГОСТы. Мы выходим на финишную прямую в этом направлении», – подчеркнула Нуждина.

В продолжение темы, представитель федерального министерства констатировала, что в настоящее время очень много усилий прилагается для всеобъемлющегоразвития системы дополнительного образования. «В субъектах РФ действует порядка 63 Кванториумов, в том числе для труднодоступных районов разработан проект мобильных Кванториумов. Также планируется создание мини-Сириусов в каждом субъекте. Все это делается с целью выявления и поддержки развития талантливых детей. Наша задача всеми возможными способами дать детям весь ассортимент инструментов, у всех должны быть равные возможности для самореализации», - подчеркнула гостья.

Отдельно она остановилась на вопросе создания условий для детей с особенностями развития. «В рамках предмета «Технология» очень много денег вкладывается, чтобы такие дети могли чувствовать себя в одном поле со сверстниками», - пояснила Светлана Нуждина.

Далее заместитель Председателя Правительства – министр образования и науки РД Уммупазиль Омарова обозначила основные задачи, стоящие перед системой образования республики. Выразив убежденность, что образование – система, работающая на перспективу, вице-премьер Дагестана назвала изменения, происходящие в системе образования, своего рода «перезагрузкой». Впервые в российском образовании так масштабно поддерживаются все направления деятельности – от системной работы с одаренными детьми и содействия детям с повышенными потребностями до модернизации и материальной поддержки школ. В рамках нацпроекта предусматривается цифровизация образования, подготовка высококвалифицированных кадров, повышение квалификации педагогов, развитие волонтерства. Будет ликвидирован трехсменный режим обучения, повышена доступность дополнительного образования.

В рамках нацпроекта «Образование» в республике с этого года реализуется 7 из 10 федеральных проектов. Дагестан привлек из федерального бюджета около 16 млрд. рублей, выиграв конкурсы Министерства просвещения Российской Федерации. При этом 15,6 млрд. рублей будут направлены на строительство яслей и школ. «Такие масштабные проекты в сфере образования республики реализуются впервые, что накладывает дополнительную ответственность за эффективное освоение выделенных средств», - отметила региональный министр. Среди приоритетов образовательной политики было выделено развитие дошкольного образования, обеспечение доступности которого должно быть 100%. Для решения этой же задачи республика участвует в национальном проекте «Демография», в рамках которого в 2019-2021 годах будут созданы 57 дошкольных образовательных учреждений на 9100 дополнительных мест для детей в возрасте до трех лет.

Более того, в сотрудничестве с Минпросвещения России республикой разработан Комплекс мер по достижению по итогам 2020 года 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет, реализация которого позволит создать новых 23 127 мест. За пять лет благодаря программе модернизации региональных систем дошкольного образования было введено 108 организаций на более чем 35 тысяч мест для детей данной возрастной группы.

«В то же время 200 тысяч детей в 631 населенном пункте не могут встать в очередь по причине отсутствия детских садов, что не позволяет нам создать равные стартовые возможности для будущих первоклассников. Высокие темпы рождаемости, присущие Республике Дагестан, а также внутренняя миграция населения из сельской местности в городскую приводят к перегруженности и нехватке детских садов в городах», - сообщила Омарова и в этой связи высказалась за необходимость активно включаться в работу по развитию альтернативных форм охвата детей дошкольным образованием, в том числе по привлечению частного сектора, обсуждать с компаниями-застройщиками и предпринимателями, желающими открыть частные детские сады, возможность создания билдинг-садов. Главное преимущество проекта - в него привлекаются и муниципальные, и республиканские средства, за счет чего родительская плата относительно низкая.

Кроме того, Министерством совместно с муниципалитетами предпринимаются меры по реконструкции функционирующих организаций и возврату ранее переданных на иные цели зданий дошкольных образовательных организаций.  Главой Республики Дагестан поставлена задача по разработке и реализации в 2019 году республиканского проекта «Сельский (земский) учитель», целью которого является установление дополнительных мер социальной поддержки для привлечения учителей в сельские школы. В целях реализации «майских» указов Президента страны продолжается работа по повышению заработной платы педагогических работников. Серьезным подспорьем в повышении качества образования, по мнению министра образования, послужит реализация федерального проекта «Современная школа». В 42 муниципальных образованиях начнут работу Центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точки роста», нацеленные на повышение качества подготовки школьников по предметам «технология», «информатика» и «ОБЖ» и содействия формированию современных компетенций и навыков у детей, повышению квалификации учителей по новым методикам. Уже в этом году 882 педагога будут подготовлены по федеральным программам и приступят к  

Помимо этого, в рамках реализации мероприятий нацпроекта «Образование» выделены средства из федерального бюджета для строительства 23 школ на 10214 мест, в рамках же РИП в 2019 году планируется строительство 17 школ на 5151 ученическое место и 2 спортзалов. Это позволит ликвидировать трехсменный режим обучения в 18 школах, где в 3-ю смену обучается более 2400 детей. Следует отметить, что при принятии решения о строительстве объектов образования учитывается демографический прогноз в конкретных населённых пунктах.

Не обошли стороной и волнующую всех дагестанских родителей школьников проблему обеспечения учебниками. Для достижения 100%-ной обеспеченности учебниками Министерством за счет средств федерального и республиканского бюджетов было закуплено 2 млн 240 тыс. экземпляров, в том числе 156 тыс. учебных пособий на национальных языках на общую сумму 828 млн рублей. Впервые за много лет разработаны и изданы 36 наименований учебных пособий по 6 родным языкам для начальных классов, которые уже направлены в школы.В заключение Владимир Васильев коротко подвел итоги совещания, отметив  при этом вклад Министерства просвещения РФ в повышение качества образования в республике,выразив благодарность Министерству в лице Светланы Нуждиной.

«Образование определяет будущее, причем не только образование,полученное в школе или вузе, но и самообразование в течение всей жизни. Учиться всю жизнь - дело непростое, но очень полезное. Что касается проекта «100 школ» и «150 школ», о которых упомянул мэр Махачкалы, то скажу, что он родился по аналогии со строительством мечетей, которых в Дагестане около двух тысяч, и все они построены на пожертвования.  В проекте по школам мы попробовали применить тот же принцип, так как средств бюджета на все мероприятия не хватало, и меценаты откликнулись, причем даже из-за пределов Дагестана. Кроме того, хочу отметить работу Парламента  республики, без которого мы не смогли бы выделить по два миллиона государственных денег на каждую из школ».

Комментируя вопрос качества образования, Владимир Васильев вспомнил кадровый конкурс «Мой Дагестан», где 80% победителей оказались выпускниками ДГУ. К присутствующим обратился и Председатель Народного  Собрания РД Хизри Шихсаидов.

 

 

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!


: :