Комиссия по делам несовершеннолетних МО Хасавюртовский район: Конфликтные отношения в школе. Причины возникновения. Профилактика.
Актуальные проблемы сегодняшнего дня – жестокость и агрессивность несовершеннолетних, безнадзорность и зависимое поведение подростков – являются следствиями проблемы насилия над детьми. Насилие бывает разным: физическое, сексуальное, психическое, эмоциональное, пренебрежение интересами и нуждам ребенка, самоистязание. Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности в дальнейшей социализации.
Источниками насилия для детей и подростков часто являются их сверстники, родители или родственники, соседи, случайные знакомые, педагоги или воспитатели, а также школа как социальный институт. Однако ситуации насилия взрослыми в школе и семье, жестокого обращения в детской среде чаще всего отрицается и умалчивается по принципу, чтобы «сор не вышел из избы». Проблема насилия в детских коллективах серьезно тревожит специалистов (педагогов, психологов, педиатров, невропатологов) разных стран мира. Важной причиной возникновения конфликтов является отсутствие внимания к его проявлениям. Выходки буллеров происходят на глазах у остальных детей, и это оказывает негативное влияние, как на «зрителей», так и на атмосферу, как в классе, так и в школе в целом. За человеком окончательно закрепляется статус слабого. Появляется эффект привыкания: его неадекватное поведение теперь воспринимается как такое, в котором он сам же и виноват. Чаще всего жертвы буллинга молчат о том, что над ними издеваются. Распознать его можно по поведению и настроению ребенка. Жертва, как правило, ощущает свою беззащитность и угнетенность перед обидчиком. Это ведет к чувству постоянной опасности, страху перед всем и вся, неуверенности и, как следствие, к утрате уважения к себе и веры в собственные силы. Другими словами, ребенок-жертва становится действительно беззащитным перед нападками хулиганов. В настоящее время проблема агрессивного поведения учеников в школе стоит на одном из первых мест. Педагогам нужно создавать в учреждении полную нетерпимость к любым актам насилия. При этом крайне важно осуществлять наблюдение за всеми возможными местами свершения буллинга. Кроме того, крайне важную роль играет проведение соответствующей воспитательной работы в классах, используя режим свободной дискуссии. В учебном учреждении необходимо разработать соответствующий кодекс, при этом в штате должны быть психологи, которые помогут своевременно выявлять нарушения. Эти специалисты также призваны организовывать группы поддержки для пострадавших от буллинга, а также группы для работы с агрессорами.
Рекомендации учителю по работе с «отверженными»:
1. Следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников.
2. Следует пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников.
3. Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете. Нужно учитывать, что ответственность за нормальные отношения между детьми и взрослыми лежит исключительно на представителях старшего поколения. Также рекомендуется использовать разные правила для регулировки жизни ребенка в школе, а также в домашних условиях, при этом такие нормы не должны противоречить друг другу. Педагогам необходимо научиться определять возможных жертв и проявлять бдительность. При этом такие учащиеся должны иметь возможность получить поддержку от учителей и родителей. Последним, кстати, нужно быть особенно внимательными и своевременно реагировать на признаки агрессии и замечать симптомы жертвы у своего ребенка. Если ребенок доверился родителям для разговора, вести себя спокойно, сосредоточенно, не проявлять никакого раздражения или возбуждения (родитель должен быть сильным, а раздражение и нервозность – это признаки слабости). Нужно показать ребенку, что вы его понимаете, утешить его, но не надо стараться выглядеть всезнайками и поучать ребенка, т.к. это только еще больше подорвет его и так пошатнувшиеся самооценку и доверие к себ Разговор с руководством школы также обязателен, и должен быть проведен в таком же духе. Затем принять решение о том, следует ли ребенку на следующий день посещать школу.Задача родителей состоит в том, чтобы дать понять ребенку, что такого рода насилие не имеет шансов на продолжение. Чувствуя родительскую защиту, дети с удовольствием снова переключают внимание на другие темы. Поэтому важно сохранять бдительность, наблюдать за происходящим и при необходимости уметь действовать. Практически у каждого класса и у каждого учителя есть свой собственный опыт в отношении буллинга и, вероятно, также в отношении того, как выходить из такой ситуации. Этой проблеме должны уделять внимание, как родители, так и учителя, администрация школ.
Главный специалист отдела по делам несовершеннолетних и защиты их прав – Кандауров М.В.
Нет комментариев. Ваш будет первым!