Межконфессиональная толерантность – не пустой звук.

9 октября 2017 - Отдел АТК

 «Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам, в то, что было ниспослано Ибрагиму, Исмаилу, Исхаку, Якубу и их потомкам и в то, что было дано Мусе и Исе и в то, что было ниспослано остальным  пророкам от их Господа. Мы не  делаем никакого различия между ними, лишь предаёмся Ему Одному» (Коран 2:136).

Многие ошибочно считают ислам нетерпимым к остальным религиям мира. В этой статье мы рассмотрим примеры поведения пророка Мухаммада (с.а.с) по отношению к людям других вероисповеданий.

Отношения пророка Мухаммада (с.а.с)  с представителями других религий наиболее удачно описывает аят из Священного Корана: «Вам ваша вера, мне – своя»

Во времена пророка Мухаммада (с.а.с)  жители Аравийского полуострова исповедовали различные религии. Среди них были христиане, иудеи, зороастрийцы, политеисты, и другие, не связанные с какой-либо религией. Жизнь посланника Аллаха демонстрирует нам многочисленные примеры толерантности к немусульманам.

Чтобы понять и по достоинству оценить терпимость пророка (с.а.с) давайте рассмотрим период его жизни после переселения в Медину. Конечно, те первые тринадцать лет, что он провел в Мекке, призывая к исламу, ни в коем случае не были лишены терпимости по отношению к людям другой веры, однако кто-то может утверждать, будто это делалось только ради возвышения мусульман и социального статуса ислама. По этой причине, сведем наш разговор к мединскому периоду, когда ислам стал официальной религией исламского государства, а пророк (с.а.с)  получил полномочия устанавливать законы.

Лучшим примером терпимости пророка Мухаммада (с.а.с)   может служить Мединское соглашение – Сахифа, как называли ее ранние историки. Когда посланник Аллаха переселился в Медину, он перестал быть просто религиозным предводителем. Теперь ему предстояло стать политическим лидером целого государства, правящим согласно учению ислама, а значит, требовалось установить четкие законы, способствующие становлению гармоничных и стабильных отношений в обществе, разрозненном десятилетиями войн. Итак, посланник Аллаха должен был обеспечить мирное сосуществование мусульман, христиан, иудеев и многобожников. Так появилось Мединское соглашение, которое подробно описывало ответственность каждой партии, обитающей в Медине: их обязательства друг перед другом и определенные ограничения. По сути, соглашение представляло собой Конституцию возникшего исламского государства, и было писано для всех. Любое отклонение от его пунктов считалось вероломством и предательством.

Первый пункт соглашения гласил, что все жители Медины, как мусульмане, так и заключившие договор христиане, иудеи, идолопоклонники, являлись «единой общиной (уммой), отличной от других людей». Все считались гражданами Медины, не зависимо от вероисповедания, расы или происхождения. Исповедующие иную веру были защищены так же, как мусульмане: «Иудеям, которые последуют за нами, не будет причинен вред, а их врагам не будет оказана помощь». Ранее каждое племя имело союзников и врагов в городе Медина, а так же за ее пределами. Пророк Мухаммад (с.а.с)  оставил соглашения племен со своими союзниками, заключенные до ислама. Однако, что наиболее важно, еще и объединил племена под единой системой управления. Теперь все племена стали единым целым. Любое нападение на какую-либо религию или племя расценивалось как нападение на все государство.

Жизни  представителей иных вероисповеданий также получили защитный статус. Пророк (с.а.с)   сказал:

«Кто убьет человека, заключившего договор с мусульманами, никогда не ощутит запаха Рая» (Сахих Муслим).

Поскольку власть оказалась в руках мусульман, пророк (с.а.с)  со всей строгостью предостерег против неподобающего отношения к людям другой веры:

«Тот, кто несправедлив с теми немусульманами, которые находятся в состоянии мирного договора с мусульманами, кто обременяет их непосильно, или отбирает что-либо из их собственности, - я буду свидетельствовать против того в Судный день» (Абу Дауд).

Еще один пункт соглашения утверждает: «У иудеев своя религия, у мусульман – своя». Становится ясно, что единственно приемлемое отношение между представителями разных религий – это терпимость. И хотя все были членами одного общества, каждый имел право свободно исповедовать свою веру.

Можно обсудить множество пунктов данного соглашения, но один из них заслуживает особого внимания: «Если возникнет спор или конфликт, угрожающий мирному сосуществованию, следует обратиться к Господу и Его посланнику». Этот закон постановил, что все жители исламского государства должны считаться с высшим органом власти. В вопросах, касающихся разных племен или религий, решение принимают не отдельные вожди. Такое право  остается за главой государства и за его  представителями (назначенными главой государства). Тем не менее, члены отдельных племен (немусульмане) могли обращаться к своим писаниям и знающим людям среди них для решения внутренних вопросов. Господь говорит:

«…Если они явятся к тебе, то рассуди их или же отвернись от них… А если станешь судить их, то суди по справедливости. Аллах, воистину, любит справедливых людей» (Коран 5:42)

Таким образом, пророк (с.а.с)  позволил представителям каждой религии решать личные вопросы согласно своим писаниям, если только они не противоречили пунктам соглашения, которое назвало мирное сосуществование членов общества государственным приоритетом.

Мединское соглашение – это не единственный пример толерантности пророка Мухаммада (с.а.с).

Мединское соглашение дало право иудеям исповедовать свою религию. При пророке Мухаммаде (с.а.с)  иудеи имели собственную школу в Медине – Байт аль-Мидрас. Здесь они могли посвятить время чтению Торы, поклонению и самообразованию.

Во многих письмах, направленных правителям разных государств, пророк (с.а.с)  подчеркнул неприкосновенность религиозных институтов. Вот письмо, направленное в монастырь Святой Екатерины на горе Синай. «Это – ответ монахам, искавшим защиты посланника Аллаха. Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. Это послание от Мухаммада ибн Абдаллы всем христианам, ближним и дальним, да будет оно порукой нашего с ними единства. Сим приношу я клятву за себя, моих слуг, последователей и единоверцев, в том, что отныне беру христиан под руку мою как земляков моих, и обязуюсь во имя Аллаха быть им защитой против любого противника. Да не посмеет никто силой принуждать их к повиновению, и не посмеет смещать их епископов и изгонять монахов из их монастырей. Да не смеет никто разрушать дома их молитвы, не нанесёт им вреда и не ограбит их во имя выгоды для мусульман. Ослушник да будет объявлен клятвопреступником перед лицом Аллаха и мятежником перед пророком его. Да будут христиане союзниками моими, я клятвенно поручаюсь быть им защитой. Да не принудит их никто оставить дома свои, да не принудит к сражению против их воли – пусть мусульмане защищают их силой оружия. Да не возьмёт никто замуж христианку противно её воле, и не воспрепятствует ей посещать её церковь. Да пребудет уважение к церквям их, и не воспрепятствует никто поддержанию их и не поставит под сомнение святости данных в них обетов. Мусульмане да не преступят клятвы этой до Судного Дня».

Как видно, данная хартия покрывает все важные аспекты человеческих прав, включая защиту меньшинств, живущих под законами ислама, свободу вероисповедания, свободу назначать собственных судей, владеть и распоряжаться собственным имуществом, освобождение от военной службы, а также право на защиту во время войны.

Еще один пример веротерпимости пророка Мухаммада (с.а.с). Однажды посланник Аллаха принимал делегацию из Наджрана, состоящую из шестидесяти христиан в своей мечети. Когда подошло время молитвы, христиане обратились лицом на восток и начали молиться. Пророк (с.а.с) распорядился, чтобы никто не посмел менять их положения или как-либо вредить им.

Посланник Аллаха также сотрудничал с немусульманами в политических вопросах. Например, он избрал Амра ибн Умайа ад-Дамри послом к правителю Эфиопии Негусу.

Это лишь некоторые примеры терпимого отношения пророка Мухаммада (с.а.с)  к представителям иных религий. Ислам признает существование множества верований на Земле, и дает людям право избирать путь, который они сочтут верным. Религия не должна навязываться против воли человека. Примеры из жизни посланника Аллаха наилучшим образом демонстрируют аят из Священного Корана, который говорит о терпимости, и определяет главный принцип взаимодействия мусульман с окружающими:

«…Никого не принуждают к принятию религии…» (Коран 2:256)

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!


: :