Меры по социальной адаптации лиц, отбывших наказание за совершение преступлений террористической направленности и прибывших к местам постоянного проживания.

17 сентября 2020 - Отдел АТК

Каждый год из мест лишения свободы выходят тысячи мужчин и женщин, которые в основном, как и каждый из нас нуждается в помощи. И недостаточное внимание к судьбам этих людей со стороны государства будет все более негативно сказывается на ситуации в обществе. Почти каждый, освободившийся из мест лишения свободы нуждается в трудоустройстве, социальном обслуживании, медицинской помощи, обеспечении жильем, восстановлении семейных и коммуникативных связей. Из-за данных нерешенных проблем возрастает уровень рецидивной преступности.

Закон возлагает на администрацию исправительных учреждений по месту отбывания осужденными наказания в виде лишения свободы обязанность подготовки таких лиц к предстоящему освобождению. Для этого с ними проводятся беседы, в ходе которых выясняются намерения каждого в плане его жизнеустройства и даются необходимые рекомендации. В законе отмечено большое воспитательное значение таких собеседований, которые должны носить неформальный характер, помогать осужденному принять правильное решение.

Важным компонентом социальной адаптации являются: согласование оценок, притязаний индивида, его личных возможностей (реальный и потенциальный уровень) со спецификой социальной среды; целей, ценностей, ориентации личности со способностью их реализации в конкретной социальной среде.

Сложившаяся ныне практика социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, не обеспечивает в полной мере реализацию их гражданских прав и интересов. Проблема социальной адаптации этой категории россиян осложняется также и непростой социально-экономической обстановкой в стране. Бывшие заключенные нередко сталкиваются с невниманием, равнодушием, с дискриминацией при приеме на работу, обращении в поликлинику и т.д. Они живут под гнетом недоверия, подозрительности, недоброжелательности в отношении себя со стороны общества и власти. Необходимо подчеркнуть, что как только граждане отбыли наказание, они вправе рассчитывать на помощь и внимание со стороны общества, государства. По крайней мере, в обеспечении элементарных условий человеческого существования, ведь это один из основных показателей уровня цивилизованности, человечности государства, общества, народа.

Социальная адаптация — это активный процесс приспособления человека к условиям социальной среды, определенный вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой.

Таким образом, можно сделать вывод, что социальная адаптация лиц отбывших наказание за совершение преступлений террористической направленности - это процесс, охватывающий комплекс их психологической практической подготовки к жизни в обществе, не только восстановления прежних положительных социальных ролей, но и освоения новых, в силу изменившихся обстоятельств, а также установление полезных контактов и устранение препятствующих факторов для успешной реабилитации в обществе.

Социальная адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, проходит следующие три этапа:

1. Приспособительный этап, когда освобожденный от отбывания наказания разрешает насущные жизненные проблемы, связанные с бытовым и трудовым устройством. Этот начальный этап освоения после освобождения от наказания - самый сложный и порой решающий. Важность его для социальной адаптации сложно переоценить. Нередко, сталкиваясь с трудностями в быту и при устройстве на работу, освобожденные от отбывания наказания обращаются за помощью к прежним друзьям, вовлекающим их в новые преступления. Можно отметить, что отрицательному влиянию групп с антиобщественной направленностью в таких случаях не только сложно, но и в большинстве случаев просто невозможно противостоять.

2. Этап усвоения социально полезных ролей сложен и противоречив, связан с психологическими и нравственными трудностями освобожденного от отбывания наказания. В этот период происходит изменение его социальных ролей, функций, и, как правило, возникает необходимость в изменении установившихся навыков и привычек. Именно поэтому, часто лица, особенно отбывшие длительный срок лишения свободы, приспосабливаются к новой, изменившийся за время социальной среде с большим внутренним напряжением, психологическими срывами, с постоянными стрессовыми состояниями.

3. На этапе правовой адаптации происходит утверждение в психике нужных и полезных взглядов, привычек, наклонностей, ценностей, желания честно трудиться, точно и неуклонно выполнять требования законов и нравственно этических норм. Здесь речь идет о закреплении достигнутых в процессе исполнения наказания положительных результатов исправительно-трудового воздействия и достижении целей исправления судимого лица.

  При оценке успешности протекания такого сложного социального процесса, как социальная адаптация, в ходе которого изменяется не только духовный облик, но и поведение судимого лица, необходимо учитывать объективные и субъективные показатели.

Объективные критерии фиксируют внешние признаки: примерное поведение, честное отношение к труду, точное и неуклонное выполнение требований законов и правил, участие в общественной жизни трудового коллектива и др.).

Субъективные критерии социальной адаптации лиц, освобожденных от отбывания наказания характеризуют: степень (уровень) осознанности личностью необходимости поведения, адекватного ожиданиям-требованиям общества, удовлетворенности новыми социальными ролями, желание добиться осуществления намеченных планов и выражаются в позитивном отношении к трудовому коллективу, отдельным его членам, семье и др.  

Таким образом, указанные критерии можно использовать для определения уровня протекания социальной адаптации, выявления обстоятельств, тормозящих или, наоборот, благоприятно влияющих на нее.

Прежде всего, следует отметить, что уровень рецидивной преступности среди лиц, освободившихся от наказания достаточно высок, что обычно объясняется ошибками судов, применяющих указанные виды наказания, а также недостатками организации карательно-воспитательного процесса. Однако даже правильно назначенное и надлежащим образом исполненное наказание далеко не всегда приводит к исправлению и перевоспитанию преступника и предупреждению новых преступлений. То есть, поведение отдельного лица после отбытия наказания зависит не только и, пожалуй, не столько от результатов карательно-воспитательного воздействия, сколько от влияния на него факторов постпенитенциарной адаптации. Таким образом, одни из них способствуют закреплению результатов исправительно-трудового воздействия, другие, наоборот, провоцируют новые преступления.

Наказания, связанные с лишением свободы, исполнение и отбывание которых происходит с отрывом осужденного от привычной среды, - влекут за собой ослабление, а иногда и утрату социально полезных связей, существенное ограничение выполняемых социальных ролей. Изменяется и личность бывшего осужденного, причем далеко не всегда в лучшую сторону. Исполнение наказания обусловливает необходимость адаптации осужденного к условиям жизни в ИУ, что нередко связано с усвоением нравов далеко не лучшей среды. Следует отметить, что после освобождения и возвращения в прежнее социальное окружение проблема в адаптации возникает иногда даже у тех лиц, кто совершил преступление случайно, под воздействием неблагоприятных обстоятельств или чужого влияния.

  Освобожденному приходится преодолевать многочисленные препятствия как внутренние, субъективные, так и внешние, от него не зависящие. Они и составляют проблемы адаптации. Рассматриваемые проблемы могут быть разделены на две категории. Первая категория охватывает заботы, связанные с удовлетворением насущных потребностей в жилье, пище, одежде, заработке, т.е. с созданием внешних условий жизнедеятельности субъекта. Другая группа проблем связана с вхождением освобожденного в новую микросреду - семью, трудовой коллектив, ближайшее бытовое окружение. В первой, как правило, преобладают ситуации, определяемые объективными, не зависящими от воли освобожденного обстоятельствами (отсутствие жилья, трудности в трудоустройстве). Во второй - решающую роль играют личные качества лица и его поведение, т. е. факторы субъективного плана. Таким образом, и те, и другие проблемы решаются освобожденными по-разному, исходя из вышеперечисленных сложившихся условий и личных возможностей. А они в определенной мере зависят от возраста, пола, образования, профессии и других социально - демографических параметров личности.

Основная масса новых преступлений, совершаемых лицами, которые отбывали наказание в виде лишения свободы, приходится на период до 3 лет с момента освобождения. Самое трудное время для адаптации - период до 3 (6) месяцев. Именно в это время требуются наиболее интенсивная работа по управлению процессом социальной адаптации освобожденных, строгий контроль за их поведением в быту, в общественных местах, за сферой их общения. В противном случае высокая эффективность профилактики рецидивной преступности среди освобожденных от наказания обеспечена не будет. Если освобожденные из мест лишения свободы не устраиваются на работу или после трудоустройства оставляют ее, не имеют постоянного места жительства или систематически меняют его, нарушают общественный порядок и правила общежития, это свидетельствует о том, что процесс социальной адаптации протекает неудовлетворительно и есть реальная почва для рецидива.

По истечении 3 лет после освобождения, примерно в 60% случаев наблюдается успешная социальная адаптация, то есть констатируются совпадение (гармония) ожиданий-требований социальной среды и уровня притязаний конкретного лица, наличие устойчивых положительных связей . Таким образом, в процессе успешной социальной адаптации вырабатываются такие личностные качества, которые позволяют человеку стать активным субъектом деятельности.

К  моменту освобождения из мест лишения свободы человек утрачивает определенные социальные связи: семью, трудовой коллектив, жилую площадь, квалификацию и т.д. Процесс его возвращения в сферу нормальных общественных отношений возможен лишь через трудовую деятельность в коллективе. Вместе с тем, переход предприятий на хозяйственный расчет, принципы самостоятельности, самофинансирования и самоокупаемости, ведущие к снижению числа занятых в основном производстве, ставят под угрозу вопрос своевременного устройства на работу по желаемой специальности лица, отбывшего наказание. Этот момент нельзя не учитывать, так как невозможность удовлетворять свои, даже самые простые потребности трудом неминуемо толкнет ранее судимого на путь совершения преступления повторно. Анализируя эту проблему можно подчеркнуть, что в определенной степени общество само способствует рецидиву, не обеспечивая гарантированного трудоустройства, а также и других правовых гарантий и ограничивая в разных социально-бытовых ситуациях, лиц освободившихся из мест лишения свободы.

Одна из важнейших естественных потребностей человека - потребность в жилище. Основными причинами, вызвавшими жилищные проблемы у освобожденных, являются - утрата права на жилплощадь в связи с осуждением, нежелание возвращаться к семье, распад семьи, отсутствие жилья до ареста.

В качестве одного из самых серьезных обстоятельств, затрудняющих адаптацию – это мощное действие субкультуры, процветающей в зонах изоляции правонарушителей, нередко привязывающей случайно оступившихся накрепко к преступной среде. Места лишения свободы служат средоточием активно возрождающихся и пропагандирующихся уголовных традиций, там велико влияние «воров в законе» на основную массу осужденных, особенно молодежь.

Освобожденные из мест лишения свободы молодые люди проявляют в общем, естественное стремление к дружескому общению, к совместному времяпрепровождению и установлению самых разнообразных контактов, в первую очередь со сверстниками и иными лицами, с которыми им интересно проводить время. Неформальные связи с лицами, характеризующимися аморальным и противоправным поведением, чаще всего возникают по месту жительства, а также по месту работы и учебы. Бытовые трудности, ослабление семейного и внесемейного контроля, конфликтные взаимоотношения в трудовом или учебном коллективе выталкивают таких лиц в неформальные группы, имеющие антиобщественную направленность.

Неформальное социальное окружение рассматривается как особый источник воздействия на систему взглядов, ценностных ориентации и стереотипов поведения, особенно молодых людей, которые и составляют основную массу освобожденных из ИУ.

По мнению некоторых исследователей, преступное поведение молодежи не находится в тесной зависимости от таких характеристик, как образование или квалификация родителей, структурная неполноценность семьи, материально-бытовые условия жизни. Все это обретает значение в связи с социально-психологической атмосферой в семье - ее нравственными и правовыми взглядами, установками, ценностными ориентациями. Молодые правонарушители, возвращаясь в родительский дом, зачастую встречаются с той же житейской обстановкой, которая, так или иначе, способствовала их противозаконным поступкам. Если же учесть, что до заключения имели место напряженные, а порой и конфликтные отношения в этих семьях , то нетрудно предположить, что условия адаптации тут вряд ли будут благоприятными. Таким образом, воспроизводство нормальных семейных отношений является важным следствием успеха или неудачи социальной адаптации.

Нельзя не сказать о профессиональной адаптации, состоящей из множества компонентов (поиск работы или выбор профессии, проблема производственного адаптирования, степень удовлетворенности своим трудом как фактор закрепления на рабочем месте и т.д.). Можно отметить, что, к сожалению, общество вместо того, чтобы позаботиться о тех, кому особенно сложно сориентироваться в непростой нынешней ситуации, подчеркивает их гражданскую ущербность, подвергает, быть может, еще более жестокому наказанию, способствует, по сути, распространению тунеядства, являющегося почвой для рецидивной преступности.

Можно сказать, что таковы основные проблемы, встающие перед многими освободившимися из мест лишения свободы. Решение данных проблем или ослабление острых причин неэффективной адаптации, а также создание нормальных условий для социальной работы с бывшими заключенными - важнейшая задача государственных органов и общественности, мера предотвращения рецидивной преступности.

Механизм социальной адаптации бывшего заключенного есть система отношений между лицом, выпущенным на свободу, и социальным окружением, преломляемая через его психику.

На процесс социальной адаптации в данном случае влияют такие факторы, как:

-   эффективность исполнения наказания (лишения свободы);

- нравственная, психологическая и организационная подготовка осужденных к освобождению;

-   осознанное усвоение осужденными новых социальных ролей;

-   восстановление социально-полезных связей, правового статуса

гражданина.

Зачастую отсутствие одного из этих факторов отрицательно сказывается на адаптации освобожденных. Социальная адаптация возможна только в случае, если будет сопровождаться:

-  включением человека в сферу труда (учебы);

-  установлением здоровых семейных отношений (и в родительской, и в своей семье);

-  восстановлением коммуникативных общественных связей;

- укреплением системы нравственных ценностей как регулятора социального поведения.

Воссоздание нормальных коммуникативных связей - один из важнейших факторов успеха в процессе адаптации бывших заключенных, установление бесконфликтных отношений в обществе. Поиск общения чаще ведется в знакомой среде, где легче ориентирования, получать информацию, находить сочувствие. Следует отметить, что около 70% освобожденных вновь попадают в то социальное окружение, которое в свое время пагубно воздействовало на них. Вот почему от того, как сложатся отношения между ними и государственными структурами, призванными оказывать им содействие и осуществлять социальный контроль, зависит многое.

  Практически все молодые люди после выхода на свободу берутся на учет органами внутренних дел. При этом формы контроля не отличаются разнообразием - посещения на дому, беседы.

Таким образом, данные формы контроля и своеобразной помощи, вызывают серьезные сомнения у лиц, освободившихся из мест лишения свободы, так как подобные меры воспринимаются ими как карательные и не отличаются от их бывшего способа воздействия и реабилитации еще в стенах ИУ. Данное негативное понимание предлагаемой помощи показывает недостаточную подготовку еще в период адаптации до выхода лиц из мест заключения, а также говорит о необходимости изменения программы реабилитации, создании новой программы и привлечение такой категории лиц, оказывающих помощь в реабилитации, которая не будет вызывать недоверия, а только поспособствует эффективной реадаптации.

После того, как намерения осужденного определятся, но не позднее   за шесть месяцев до отбытия наказания, администрация учреждения, исполняющего наказание, направляет органам местного самоуправления и федеральной службы занятости по месту предстоящего жительства освобождаемого письменное уведомление с информацией о времени прибытия данного лица и предложениями относительно его бытового и трудового устройства. Следует отметить, что в уведомлении, как следует из текста закона, обязательно должна содержаться и информация о наличии у освобожденного жилья, о его трудоспособности и имеющихся специальностях.

Если освобождаемые в силу пенсионного возраста или инвалидности являются нетрудоспособными и нуждаются в специальном уходе, администрация учреждения, исполняющего наказания, направляет органам социальной защиты представление о помещении этих лиц в дома инвалидов и престарелых. К представлению прилагается письменная просьба самих осужденных.

Помещение в специально организуемые для таких лиц дома инвалидов и престарелых осуществляется органами социального обеспечения по месту жительства освобожденного либо в ином месте в порядке, предусмотренным действующим законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Конституции РФ освобожденный, как и все граждане, имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. С учетом этого обстоятельства, а также неограниченного права осужденных на переписку, закон в общем порядке не предусматривает обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, сообщать о предстоящем освобождении родственников осужденного и иных лиц, исключение сделано лишь в отношении несовершеннолетних, беременных женщин и осужденных женщин, имеющих малолетних детей (ст. 180 УИК РФ) ввиду того, что они нуждаются в особой заботе со стороны государства, а также больных осужденных, нуждающихся в постороннем уходе. При необходимости об их освобождении ставятся в известность органы опеки и попечительства, органы и учреждения Министерства здравоохранения РФ.

Статья 182 УИК РФ лишь в самой общей форме закрепляет права лиц, освобожденных от наказания, на определенные виды необходимой социальной помощи.

В соответствии со ст. 13 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних их районные (городские) звенья осуществляют наблюдение за поведением досрочно освобожденных от отбывания наказания несовершеннолетних. На основании ст. 27.1 названного Положения каждая комиссия по делам несовершеннолетних, действующая по месту постоянного жительства освобожденного из воспитательной колонии, должна до достижения им 18-летнего возраста принимать меры к трудоустройству или направлению в учебное заведение этого лица, а также контролировать его поведение.

На территории России еще действует Положение об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Такой надзор имеет целью предупреждение преступлений со стороны данных лиц и оказание на них необходимого воспитательного воздействия.

Следует отметить, что эффективность административного надзора как меры предупреждения рецидива преступлений в настоящее время невысока, вследствие, прежде всего, большой загруженности участковых инспекторов полиции, отмены уголовной ответственности за злостное нарушение правил административного надзора. То есть освобожденные от наказания просто ходят и платят административные штрафы и спокойно нарушают правила административного надзора (ведь штрафы несущественные).

Лица, освобожденные из исправительных учреждений, предпочитают трудоустраиваться самостоятельно, без помощи государственных органов, и в большинстве случаев им это удается. Вместе с тем они вправе обращаться за содействием в органы федеральной службы занятости по месту жительства. Статья 13 Федерального закона "О занятости населения" относит лиц, освобожденных из мест лишения свободы, к числу пользующихся повышенной социально - правовой защитой. В соответствии с совместным указанием МВД РФ и Федеральной службы занятости РФ освобожденные от наказания имеют право первоочередного трудоустройства через центры занятости.

В период вынужденной безработицы гражданин, освобожденный от наказания и зарегистрировавшийся в органе федеральной службы занятости, вправе получать пособие, размер которого зависит от среднего заработка в период отбывания наказания, но не может быть меньше установленного размера минимальной заработной платы. Пособие выплачивается на условиях, предусмотренных Федеральным законом "О занятости населения" .

Нормы действующего законодательства о жилье не предусматривают каких-либо особых или преимущественных прав на его получение лицами, освобожденными от наказания, по сравнению с другими гражданами. Можно лишь отметить, что при отсутствии жилья освобожденный вправе обратиться с заявлением о постановке на учет в жилищные органы по месту своего постоянного проживания для получения жилья в обычном порядке. Возможно получение места в общежитии или иного ведомственного жилья, предоставляемого организацией по месту работы.

Как в период отбывания наказания, так и после освобождения за гражданином сохраняется право собственности на частное домовладение, в том числе индивидуальное или долевое право собственности на приватизированную квартиру. Т.е. он может получать жилье по наследству, по договору купли - продажи, дарения, приобретать земельные участки под застройку и т.п.

Права бывших заключенных не ущемлены и программы по их социальной реабилитации постоянно улучшаются и разрабатываются, а также с помощью различных созданных учреждений по реабилитации бывших заключенных вносят существенный вклад по осуществлению помощи в адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Человеку, который осужден к изоляции от общества, приходится адаптироваться к новым, кардинально отличающимся от жизни на свободе, условиям ИУ. После освобождения от наказания человеку снова приходится адаптироваться к нормальным, кардинально отличающимся от условий ИУ, условиям свободы. При этом он сталкивается с проблемами правового и социального характера. Значение первых не так велико по сравнению со значением вторых. Следовательно, нужно обратить внимание на решение, прежде всего проблем социального характера.

Основными проблемами в сфере социальной адаптации лиц, отбывших наказание являются: их профессиональная ориентация и трудоустройство, обстановка в семье, в кругу родственников, а также друзей, знакомых, соседей.

В качестве новых подходов предлагается в отношении  освобожденных организовать через центры социальной адаптации патронат (данная форма социального контроля несколько строже общественного наблюдения, но значительно мягче административного надзора), в случаях, когда отсутствует необходимость жесткого контроля за поведением индивида. В то же время за лицами, которые не подпадают под административный надзор, не встали на путь исправления во время отбывания наказания или нарушают правопорядок после освобождения от наказания, следует организовать общественное наблюдение, такие как, например, миротворческие усилия духовенства, ее вклад в восстановление и учреждение общечеловеческих норм и ценностей. Необходимо отметить, что речь идет не о религиозных объединениях как коллективном субъекте центра социальной адаптации, а об участии в работе центра верующих и религиозных деятелей в качестве отдельных лиц.

Исходя из всего вышеперечисленного, необходимо еще раз отметить, что сложный процесс адаптации, перевоспитания и возвращения в общество лица, совершившего преступление, начинается при отбытии наказания и заканчивается после его полной адаптации к условиям нормального существования в нормальной социальной среде. Таким образом, нормально адаптированный освобожденный порывает связи с преступной средой и другими лицами, чье поведение характеризуется как антиобщественное, не злоупотребляет алкоголем, не допускает правонарушений.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!


: :